Здесь собраны термины и понятия, которые будут очень интересны коллекционерам антиквариата и других направлений, а также людям, которые могут почерпнуть из этих статей для себя что-то новое и полезное.

 

Авантуриновое стекло
Особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII века. Мерцающие точки на отшлифованном желтовато-коричневом стекле получаются путем добавления в стеклянную массу меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается династии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.

Автолитография
Литография, где изображение на камень наносит сам автор, а не мастер-литограф.

Агатовое стекло
Стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, которые образуют узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора.

Агашка русская
Несложный цветочный орнамент на фарфоре и фаянсе, нанесенный на предмет несколькими взмахами кисти широкими мазками.

Акварель
Краски (обычно на клеевой основе), разводимые в воде и легко ею смываемые. Для живописи акварелью свойственны прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Акватинта
Метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.

Акрил
Акриловая краска - синтетическая краска на основе акриловой кислоты. Акриловые краски отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с поверхностью.

Алмазная грань
Сетка, образованная частым пересечением борозд на поверхности изделий из хрусталя. Алмазному гранению - прорезыванию глубоких клинообразных канавок, создающих пучки лучей, звездочек и других фигур - подвергается в основном образом хрустальная посуда. Затем изделие шлифуют, хотя иногда канавки алмазной грани оставляют матовыми. Алмазное гранение и поверхностная шлифовка особенно эффективны на изделиях из многослойного цветного стекла - при этом получается узор различной окраски.

Ампир
Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. За ориентир были взяты образцы античного искусства: художественное наследие архаической Греции и имперского Рима стало источником мотивов для воплощения величественной мощи и воинской силы. Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы. Стиль сложился в период империи Наполеона I. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда стран Европы.

Ангоб
Тонко размолотая, разведенная в воде глиняная белая или цветная масса, которая наносится на необожженную поверхность изделия в качестве ее украшения либо покрытия. В русском гончарном производстве известен под названием "побела".

Ар деко
Стиль декоративно-прикладного искусства и дизайна, широко распространенный в Западной Европе и США 1920-30-х. годах. Для него которого характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, соединение элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, использование выразительных форм технического дизайна, а также эклектичное сочетание элементов ампира, древнеегипетского, японского, китайского и примитивного африканского искусства с новейшими течениями - постимпрессионизмом, экспрессионизмом, сюрреализмом, Особенно ярко ар деко проявился в ювелирном и декоративном искусстве.

Баккара
Французское производство изделий из хрусталя в местечке Баккара (Франция), основанное в 1764 г. Обычно словом "Баккара" ("Baccarat") называют такэе и изделия этого производства. Все предметы "Баккара" по-прежнему выполняются вручную. С 1814 г. стекольная мануфактура "Сент-Анн" была переориентирована на выпуск хрусталя. Выпускаемые здесь вазы, статуэтки и прочие изделия пользовались популярностью у французской знати; в 1823 году фабрика впервые получила заказ от Людовика XVII. С первой половины XIX в. выпускались хрустальные люстры и цветной хрусталь. Большой популярностью изделия "баккара" со второй половины XIX в. пользовались в России.

Белье
Глазурованные нерасписные (белые) изделия из фарфора или фаянса.

Берлинская королевская фарфоровая мануфактура
Основана в 1761 году Иоанном Энстом Гоцковски; в 1763 году король Фридрих II выкупил фабрику, ставшей Королевской мануфактурой. По королевскому заказу были изготовлены сервизы "Потсдамский", "Зеленый", "Желтый", "Красный", "Японский", сервиз для Екатерины II. Выпускалась и массовая продукция - столовые и кофейные сервизы, декоративные вазы. В росписи господствовали цветочные мотивы, сцены в духе Буше и Ватто, батальная живопись. В настоящее время ассортимент - посуда и декоративные вазы.

Бесцветная глазурь
Тонкий глянцевидный прозрачный слой, покрывающий изделия из фарфора или фаянса, а также из грубых цветных глин с ангобной обмазкой или росписью.

Бидермайер
Стиль возник в немецком и австрийском искусстве, развитие получил после крушения империи Наполеона и в другиз странах Европы. Вобрал в себя тенденции позднего неоклассицизма - стиля ампир, стиля регентства, а также позднего немецкого и австрийского классицизма. Декоративное искусство бидермайера приспосабливали ампирные формы к бюргерскому духу интимности и домашнего уюта.

Бисквит
Неглазурованный фарфор, употребляется преимущественно в фарфоровой мелкой пластике.

Бронзирование
а) Покрытие поверхности металлических изделий защитным слоем бронзы или придание им бронзового оттенка. Производится гальваническим способом или металлизацией, окраской, химической обработкой поверхности. 
б) Придание неметаллическим поверхностям металлического блеска бронзировальными порошками из металлов и сплавов (бронзы, латуни, алюминия, олова, цинка, золота и серебра). Для окраски пользуются также бронзовыми лаками - смесью бронзировальных порошков с масляными или спиртовыми лаками.

Веджвуд
Фабрика Веджвуда - старейший центр керамического производства в г. Стаффордшире, созданного в 1759 г. Джозайей Веджвудом, выдающегося английского мастера-керамиста, технолога и предпринимателя. Его имя дало название разновидности керамики и стилю. Изготавливались изделия в неоклассическом стиле, копии древнегреческих и древнеримских изделий, вазы. Посуда марки Веджвуд - белая или окрашенная неглазурованная каменная посуда. Изготовляется обжиганием из пластичной, не особенно огнеупорной глины. Окрашивание производится прибавлением в массу металлических окислов. Отличительная особенность "веджвуда" состоит в барельефной декорировке поверхности ваз, бортов тарелок и другими мелкими фигурками и арабесками (стилизованными листьями, цветами) одного цвета на общем фоне изделия другого цвета, например, белый барельеф по зеленому и синему фону.

"Виллерой и Бох"
В 1748 г. в Лотарингии Франсуа Бох начал производство керамической столовой посуды - тарелок, чашек, чайников и супниц, простых по форме, но прекрасного качества. В 1791 г. Николас Виллерой основывает фаянсовую мануфактуру, производит предметы для сервировки стола. С 1809 г. работает механизированное производство в Меттлахе. В 1836 г. Бох и Виллерой объединились, создав фирму "Villeroy & Boch". С 1840-х гг. расширился ассортимент - хрустальные изделия, плитка, костяной фарфор. В 1852 г. в Меттлахе налажено производство напольной плитки ("меттлахская плитка"), пользующейся спросом во всем мире до сих пор. В дальнейшем налаживается производство ванн, тазов для умывания, сантехники. В 1930-е гг. на стиль "Виллерой и Бох" оказали влияние идеи баухауса.

Витражная эмаль
Витражная (оконная, ажурная) эмаль - разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Одна из самых изысканных и сложных техник художественного эмалирования, появившаяся в России в конце XIX века. 

Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. 

В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путем монтирования и пайки из сканой проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.

Воронение
Покрытие железных и стальных предметов и оружия слоем окисла для предохранения от ржавчины и уничтожения отсвечивания металлической поверхности. Получение на поверхности деталей из углеродистой или низколегированной стали и чугуна слоя окислов железа толщиной 1-10 мкм. Применяется для декоративной отделки.

Всечка (насечка)
Техника художественной обработки металла, дерева, кости, рога; рисунок гравируется на поверхности материала, в штрихи забивается тонкая проволочка (золотая, серебряная и др.). Создается гибкий, тонкий, эффектно мерцающий рисунок, часто в виде сплошной орнаментальной вязи. Известна с древнейших времен (в Индии, Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе), широко распространилась в средние века.

Выемчатая эмаль
Эмалевой массой заполняют углубления, сделанные резьбой, штамповкой или другим способом в толще металла. Выемчатые эмали отличаются большой интенсивностью цвета.

Выжигание
Способ выводить узоры на мебели, панно, рамках и т. п., преимущественно из клена, каштана, березы и липы, при помощи накаленного металлического наконечника.

Выколотка
Техника холодной обработки металла, основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка садиться, вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии, отличие от чеканки - в инструменте: работа ведется специальными выколоточными молотками.

Вышивка
Искусство создания изображения, орнамента, декора на ткани с помощью нитей, бисера, жемчуга. Может производится по шелковой, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по бархату и парче. Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, петельным, стебельчатым или тамбурным швом, мережкой.

Галле
Изделия из непрозрачного многослойного стекла с рельефными растительными и пейзажными мотивами. Декор изделия выполняется резьбой с удалением нескольких слоев стекла вокруг силуэтного узора.

Гжель
Центр керамического производства в России, известный по историческим документам с середины XIV в. Слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику, пришла к Гжели в XVIII в. В начале XIX в. при экспериментах по созданию фарфора был получен т. н. "полуфаянс" (роспись его выполнялась синей смальтовой краской). В 1806 г. был освоен выпуск фарфора с яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок. К 1940-м гг. относится второе рождение Гжельского промысла: искусствовед А.Б. Салтыков, художник Н. И. Бессарабова и местные мастерицы артели "Вперед, керамика" обратились к идее создать современный стиль, в котором сочетался белый фон с синей росписью, традиционной для начала XIX в. Однако в настоящее время в производстве используются фарфор и новые керамические краски - высокотемпературный подглазурный кобальт. Ныне - ЗАО "Объединение Гжель".
 

Гильоше
Эмаль гильоше (по гильошированному фону; эмаль по гильошировке, гильоширу, гильошированная эмаль) - вариант техники эмали по гравировке (резьбе), родившийся в XVIII веке во Франции. В данном случае гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка, который позволяет украшать металлическую поверхность геометрическим декором в виде лучей, полос, волнообразных линий, концентрических кругов, повторяющихся штрихов. 

В данной технике используются исключительно прозрачные эмали широкой цветовой гаммы, в результате чего металлический фон и нанесенный на него узор просвечивают под эмалью. В основном эмали гильоше делают на золоте или серебре, с начала ХХ в. для недорогих изделий применяют красную медь. 

Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже.

Глазурь
Стекловидный тонкий слой, покрывающий керамические изделия и закрепленный на нем путем обжига. В зависимости от химического состава, красителей и режима обжига, глазури подразделяются на бесцветные, цветные блестящие (прозрачные и непрозрачные), матовые, полуматовые, кристаллические, потечные и др.

Гранение
Обработка поверхности природных и синтетических минералов-самоцветов и стекла для ювелирных и технических целей для образования плоскостей и гребней путем резки, обдирки и полировки. Известна с III тыс. до н.э.
 

Гуашь
Краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др.; дает непрозрачный слой.

Гутная техника
Один из старейших приемов обработки стекла. Изделие полностью формируется, получает образную законченность в горячем состоянии.

Деколь (декалькомания)
Способ нанесения на фарфор и фаянс полихромного рисунка, приготовленного на переводной бумаге и закрепляющегося особым клеем или обжигом. Изобретен в Англии в XVIII веке. Будучи значительно проще и дешевле ручной росписи, позволял широко тиражировать изделия и использовать гравюры известных художников.

Дулёво
Находится в г. Ликино-Дулёво Московской области. Дулевский фарфоровый завод носит это название с 1918 г. Основан в 1832 г. Т.Я.Кузнецовым в пустоши Дулёво Московской губернии; в 1889 -1917 гг. принадлежал Товариществу М.С.Кузнецова. В послевоенное время изготавливалась высокохудожественная авторская и массовая посуда, фарфоровая скульптура. Ассортимент: столовая и чайная посуда, фарфоровая пластика.