Здесь собраны термины и понятия, которые будут очень интересны коллекционерам антиквариата и других направлений, а также людям, которые могут почерпнуть из этих статей для себя что-то новое и полезное.

Разделка
Роспись красками по фарфору или бисквиту.

Резьба
Вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики.
Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную (см.прорезная резьба) и накладную резьбу.

Роспись
Декорирование предмета специальными керамическими красками, цветными ангобами или солями. Бывает подглазурная - изделие расписано до покрытия глазурью; надглазурная - изделие расписано по обожженной глазури; при росписи по сырой глазури или эмали изделие расписывается по просушенной, но еще не обожженной эмали, нанесенной на поверхность изделия.

Роспись золотом
Роспись фарфоровых или других изделий золотой краской. Не обжигается.

Роспись кобальтом
Особенно ценится как предмет коллекционирования. Рисунок наносится окисью кобальта на прокаленный фарфор или фаянс. Декоративный эффект достигается благодаря различному наложению линий и контуров.

Роспись красками
Роспись фарфоровых, деревянных или других изделий различными видами красок.

Роспись лаком
Характерная для изделий Китая и Японии техника: изделие, покрытое черным лаком, расписывается полихромными и золотыми лаками.

Роспись надглазурная
Наносится на белый, хорошо обожженный, глазурованный фарфор. Яркая красочная роспись позволяет использовать практически неограниченную палитру, включая желтые и красные тона, которые обжигаются при более низкой температуре, золото и серебро.

Роспись подглазурная (ограниченная цветовая гамма, приглушенные тона)
Наносится на прокаленный фарфор или фаянс, покрывается сырой глазурью и одновременно с черепком и глазурью обжигается. Имеет ограниченную цветовую гамму приглушенных тонов. Ее палитра представлена в основном окислами хрома и кобальта.

Роспись эмалью
Роспись по металлу, стеклу, фарфору, фаянсу. Древнейшая техника, применяемая в декоративно-прикладном и ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Сангина
Карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов. Натуральная и искусственная сангина состоят из каолина и окислов железа. Техника сангины известна с эпохи Возрождения, особенно широко была распространена в XVIII в. в рисунках с натуры.

Севр
В 1756 г. из Венсеннского замка фарфоровая мануфактура была переведена в Севр. Посуда и различные предметы, создававшиеся в Севре, украшались изысканной дробной орнаментикой, обычно сочетавшейся с цветными фонами. Для изготовления отдельных фигур и групп (отличающихся плавностью линий и грациозностью композиций) чаще всего служил бисквит; модели для них создавали скульпторы Л.С. Буазо, Ж. Ле Риш, Э.М. Фальконе. Первоначально изделия Севрской мануфактуры (за исключением фигур и групп) создавались из т. н. "мягкого" фарфора, то с начала 1870-х гг. производился твердый фарфор; с 1800 г. выпуск мягкого был прекращен. В ХХ веке Севрский завод сохранил значение центра производства художественного фарфора во Франции.

Серебрение
Отложение тонкого слоя серебра на поверхности предметов.

Сетчатое стекло
Разновидность филигранной техники. Получают путем наложения друг на друга двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком. В каждую клеточку образовавшегося рисунка в виде сетки помещается, как правило, воздушная капля.

Скань
Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Другое название - филигрань.

Стеклянная пряжа
Техника декоративной обработки стекла: на предварительно подготовленную стеклянную форму наматывается нить из стекла другого цвета или другой прозрачности. Узоры из этой нити могут быть разными и образовывать сетку (ретичелльское стекло), прочесанные нити (эффект перьев) или опаловые спирали (филигрань). В Венеции, на острове Мурано, был разработан еще один вариант этой техники - миллефиори ("тысяча цветов"). В стеклянную поверхность вплавляются мелкие стеклянные пластинки или трубочки, образующие цветы (отсюда название). При этом прозрачные пузырьки вдуваются в материал с помощью тонких полых иголок (по принципу шприца), а прозрачные сверкающие нити образует особым образом закачанный в стекломассу воздух.

Сусальное золото
Сусаль, тончайшие металлические листы золотистого цвета, применяются преимущественно для декоративной отделки как металлических, так и неметаллических изделий. Сусальное золото изготавливают из золота, золота накладного по серебру (двойник), сплава меди с цинком и другими металлами, а также из серебра и алюминия, окрашиваемых прозрачным желтым лаком после закрепления листов из этих металлов на изделии.

Темпера
Краски, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т. д.).

Терракота
Глиняные обожженные изделия, чаще всего скульптура, без глазурных покрытий и раскраски.

Тиснение
Получение изображения давлением нагретой формы на переплетную крышку, бумагу или картон. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).

Тиффани
Ювелирную компанию "Тиффани и Ко" Чарльз Тиффани, прозванный "королем бриллиантов". Его сын Луи-Комфорт вополотил в изделиях фирмы идеи стиля "ар нуво". Совершенства он добился в дизайне настольных ламп, создал необычайно красочный и насыщенный тип витражного стекла. Тиффани получал заказы на оформление окон и потолков Белого дома, президентского дворца на Кубе, домов Марка Твена, Эндрю Карнеги и Корнелиуса Вандербильта. В настоящее время имя "Тиффани" носит знаменитый магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке, специализирующийся на продаже предметов роскоши.

Тонирование
Окрашивание различных поверхностей разными цветами, при этом краска наносится полупрозрачным слоем.

Травление
Способ декоративной обработки посуды - получение рисунка за счет обработки стекла фтороводородной кислотой. Изделие предварительно покрывается предохранительным слоем мастики (воск, парафин, битум, канифоль). По слою мастики металлической иглой прорезается рисунок, обнажающий поверхность стекла, подлежащего травлению, а затем изделие помещают в травильную ванну. В зависимости от концентрации травильного раствора рисунок может быть блестящим или матовым.

Тушь
Черная краска (жидкая или в виде твердых плиток - т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в ХХ веке - также из газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и ее продуктов. Иногда тушью называют аналогичные черной туши цветные краски, изготовленные на основе каменноугольных красителей.

Уголь
Материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX веке также из угольного порошка с растительным клеем).

Фаберже
Фирма "Фаберже" основана в 1842 г. в Петербурге Густавом Фаберже - это была мастерская производившая исключительно ювелирные изделия. С 1872 г. фирмой владел Петр-Карл Фаберже, превративший ее в одно из ведущих ювелирных предприятий России XIX века. Поставщик дворов России, Великобритании, Швеции и Сиама. Были созданы отдельные мастерские для золотых и серебряных изделий, владельцы целого ряда мастерских работали по рисункам и моделям фирмы - мастерские Гольстрема и Тилемана, золотых изделий Перхина, Реймера, Коллина, серебряные Раппопорта, Арне, Вякиве и др. Известны уникальные подарочные изделия фирмы "Фаберже", в т.ч. по заказу императорского двора. С 1887 г. фирма стала производить крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, был открыт филиал в Москве (фабрика и магазин), магазины в Одессе, Лондоне.

Фабрика Розенталя
Основана в 1879 г. Филипом Розенталем в Зельбе, где с XVIII века существовало несколько фарфоровых производств. В 1897 году преобразована в акционерное общество. Выпускался широкий ассортимент фарфоровых изделий: предметы домашнего обихода, чайная и столовая посуда, декоративные тарелки, цветочные вазы, подсвечники. В скульптуре преобладают женские образы, фигуры купидонов, изображения птиц и животных. Розенталевский фарфор отличает высокое качество, белизна и просвечиваемость.

Фарфоровые заводы Кузнецовых
Первый завод основан в 1810 г. В 1889 г. учреждено "Товарищество М.С.Кузнецова", с заводами в Риге, Дулеве, Вербилках, Твери и пр. Заводы Кузнецова были основным производителем фарфора для широкого потребителя. Выпускалась посуда для восточного рынка. В декорировании широко применялась деколь. Ассортимент заводов: посуда, вазы, флаконы, коробочки, статуэтки из расписного бисквита.

Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова
Основан в 1744 г. в Петербурге, до 1917 г. - Императорский фарфоровый завод, с 1917 г. - Государственный фарфоровый завод. В 1925 г. предприятию присвоено имя М.В.Ломоносова. Художественная политика завода в 1920-е годы была составной частью плана монументальной пропаганды, и на заводе создавался агитационный фарфор. В 1930-е гг. на заводе открывается первая в стране художественная лаборатория; создается новый стиль советского фарфора, отличавшийся чистотой и мягкостью форм, белизной материала и сочностью красок. В 1960-е годы на ЛФЗ создали отечественную технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора - повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости.

Фарфоровый завод Попова
Основан в 1804 г. в селе Горбуново Московской губернии, в 1811 г. приобретен купцом А.Г. Поповым. Ассортимент: чайная и столовая посуда, вазы, кашпо, письменные приборы, скульптура, в том числе миниатюрная. На заводе была разработана оригинальная палитра красок, отличающаяся богатством и изысканностью тонов. Для изделий завода Попова характерен высокий профессионализм в моделировке и росписи изделий.

Федоскино
В 1795 г. в Федоскине основана мастерская по выпуску лаковых козырьков и киверов из папье-маше. С приходом брауншвейгских мастеров было освоено изготовление расписных табакерок из папье-маше. К середине XIX века "лукутинские" лаки не уступали европейским лакам и превосходили их по крепости и качеству отделки. Самобытный стиль федоскинской миниатюры принес этому народному искусству мировую известность. В 1910 г. группа бывших лукутинских мастеров организовала "Федоскинскую артель живописцев" на базе ликвидированной лукутинской фабрики, их художественные традиции русской лаковой миниатюры не прерываются и по настоящее время.

Филигранное стекло
Бесцветное прозрачное стекло, украшенное введенными в массу стеклянными нитями. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета.

Фирма Галле
Основатель школы Эмиль Галле (1846-1904) - выдающийся представитель европейского искусства периода модерна. Он производил изделия из многослойного цветного стекла, обрабатывая его сначала резьбой по типу камеи, а затем используя технику травления. Затем руководителем производства стекла на фирме, до ее закрытия в 1914 г., был Виктор Пруве (1858-1943).

Финифть
Русское название эмали, происходит от греческого "фингитис" ("светлый, блестящий камень"). По традиционной технологии из тонкого (до 1,5 мм) медного листа штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров и их тщательно очищенные поверхности покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 градусов.

Фототипия
Способ безрастровой плоской печати иллюстраций, основанный на изменении физико-химических свойств светочувствительного слоя. Изобретена в 1855 г. и используется для воспроизведения с высокой точностью сложных художественных оригиналов (карандашные рисунки, фотографии, произведения масляной и акварельной живописи и т.п.), а также для иллюстрирования изданий, выпускаемых небольшими тиражами, но требующих большой точности воспроизведения иллюстраций.

Фраже
Фирма названа в честь ее основателя Иосифа Фраже, создавшего первую в Варшаве гальваническую лабораторию: гальваническим методом наносился слой серебра или золота на посуду из неблагородных металлов. Наследники сохранили название фирмы, ее магазины и склады были открыты в крупных городах Российской империи.
Название "фраже" получили предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина, Плевкевича, Вернера, братьев Хеннеберг, братьев Бач и других. Недорогая посуда "под серебро", украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение на рубеже XIX-XX вв.

Фриттованный фарфор
Хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г.

Хохлома
Традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Но уже в XIX веке хохломская посуда широко распространилась по всей России, ее вывозили в Персию, Индию, Среднюю Азию, США и Австралию. Созданная в г. Семенов в 1931 году небольшая артель впоследствии превратилась в крупное производственное объединение "Хохломская Роспись", которое является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Для "хохоломы" особенно важны золотистый, красный и черный цвета: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

Хромирование
Электролитическое нанесение тонкого слоя хрома на поверхность металлических изделий либо диффузное насыщение хромом поверхностного слоя стальных изделий для повышения твердости, предотвращения коррозии или в защитно-декоративных целях.

Хромолитография
Способ литографского воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма на камне или цинковой пластине.

Хромолитография по жести
Многокрасочная литография по жести, где число печатных форм соответствует числу красок.