Сегодня из чудесной плеяды русских кудесников-ювелиров на слуху осталось лишь несколько имен. Федор Рюккерт явно не в их списке, ведь даже в музеях не так-то много его работ.
Род Рюккертов происходит из Эльзас-Лотарингии (Германия). Первый представитель этого рода — Фридрих (в России он взял имя Федор) — был привезен в Россию кем-то из знаменитых русских аристократов — то ли Голицыным, то ли Гагариным. Федор легко освоился на новом месте, женился и, будучи хорошим мастером, быстро оброс необходимой клиентурой и заказчиками.
Как правило, он работал с перегородчатой эмалью, которая требует усидчивости, терпения и твердой руки. К концу 1880-х годов Рюккерт стал сотрудничать с мастерской Карла Фаберже. Нередко его личное клеймо, так называемый именник, соседствует с клеймом Фаберже.
В мастерской Федора Ивановича работало около 40 человек. Он строго следил, чтобы все работы были отмечены его собственным, фирменным почерком, наполнены особым «рюккер-товским» духом. Как ни странно, немец по происхождению, Рюккерт прекрасно чувствовал особенности русского национального искусства — его душевность, красочную живописность, наполненную иронией или безудержным весельем. Поэтому братины, ковши, чаши, кубки и прочие предметы, выходившие из мастерской Федора Ивановича, нередко были украшены сюжетами русских сказок, былин и разнообразными фольклорными мотивами. Мастер любил картины Васнецова, Маяковского, Билибина, и его эмалевые полотна нередко чем-то напоминают сюжеты известных художников. Представленная здесь чаша для пунша с черпаком, украшенная полихромной эмалью и позолотой, отражает излюбленные творческие и технические мотивы мастера. Яркие радостных богатырей, изображения птиц, медведей, символизируют сильную тоску по недостижимому «русскому миру», которая была важной частью аристократической культуры конца 19-го века.
Русское искусство, словно в предчувствии очередного «слома эпох», здесь по-барочному пышно, даже избыточно. Этот многоцветный фонтан русского узорочья вздымается легко и свободно благодаря искусному мастерству, достигающему здесь вершин совершенства.
Автор статьи: Игорь РОДИОНОВ.