Здесь собраны термины и понятия, которые будут очень интересны коллекционерам антиквариата и других направлений, а также людям, которые могут почерпнуть из этих статей для себя что-то новое и полезное.

Живопись
Вид изобразительного искусства, при котором на какую-либо поверхность наносятся краски. Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов. Основные технические разновидности: масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Завод братьев Корниловых
Завод братьев Корниловых основан в 1835 г. в Петербурге купцом М.С. Корниловым. На него были приглашены мастера с Императорского фарфорового завода, частных заводов, французский мастер с Севрской мануфактуры. В 1886 г. сыновья М.С. Корнилова образовали "Товарищество Братьев Корниловых". Изделия завода Корниловых участвовали в отечественных и зарубежных промышленных выставках, многократно удостаивались различных наград. В 1843 году завод получил право ставить государственный герб на своих изделиях; право подтверждено в 1861 году. Ассортимент изделий: столовая и чайная посуда, вазы, флаконы, подсвечники, фарфоровая пластика. Для декорирования изделий использовалась кистевая роспись, золочение, рельефная орнаментика.

Завод Гарднера
Основан английским купцом Ф.Я. Гарднером в селе Вербилки. Среди частных фарфоровых предприятий завод Гарднера (1766-1891) отличался высоким техническим и художественным уровнем. В XVIII веке на заводе Гарднера был выработан определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. Его фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых производств России. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура. С 1891 г. принадлежал М.С.Кузнецову. C 1918 г. - Дмитровский фарфоровый завод.

Золинген
Город в Германии, в земле Северная Рейн-Вестфалия, один из центров металлообрабатывающей промышленности Рура. С XV в. известен специализированным производством металлоизделий (холодное оружие, ножи, ножницы, бритвы, режущие и медицинские инструментов).

Изразцы
Облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые с лицевой стороны белой либо цветной глазурью, часто украшаются росписью, иногда в сочетании с рельефом.

Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 г. в Петербурге. Выпускал высококачественный художественный фарфор. В к. XIX-нач. ХХ в. техническое качество изделий было безупречным, а по разнообразию способов обработки и декорирования фарфора завод занимал одно из первых мест в мире. Изготавливались все виды фарфоровых изделий - посуда, скульптура, вазы, часы, столы, канделябры и т.д. Роскошные сервизы были изготовлены для всех императорских резиденций Петербурга, для Большого Кремлевского дворца. С 1917 г. - Государственный фарфоровый завод. С 1925 . - Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (ЛФЗ).

Инкрустация
Украшение изделия узорами и изображениями из кусочков мрамора, металла, дерева, перламутра, слоновой кости и т.п., которые врезаются в поверхность, отличаясь от нее по цвету или текстуре. Распространены инкрустация деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка).

Карандаш
Один из основных инструментов и одновременно материалов изобразительного искусства. Свинцовые и серебреные штифты в металлической оправе применялись в XII-XVI вв. Итальянский карандаш (с XIV в.) изготовлялся из сланца или порошка жженой кости с растительным клеем. Известны графитные карандаши (с XVI в.) и карандаши из графитного порошка (в том числе цветные) с глиной в деревянной оправе (с конца XVIII-XIX вв.).

Картуш
Центральный медальон на посуде, мебели и пр.
 

Каслинский чугунолитейный завод
Основан в 1747 г. тульским купцом Яковом Коробковым в Екатеринбургском уезде при озере Касли. Позже перешел к Н.Н. Демидову, затем к купцу Л. Расторгуеву. Выпускал промышленный чугун и железо, а с середины XIX в. также и художественное чугунное литье: , подсвечники, пепельницы, настольные предметы. Высокое качество отливок Каслинского было отмечено золотыми медалями Всероссийских и Всемирных выставок. В 1914 г., в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий было прекращено и возобновилось с нач. 1920-х гг, а их регулярный выпуск организован с 1934 года. В настоящее время - Каслинский машиностроительный завод.

Керамика
Происходит от греческого слова "керамос" - глина. Керамические изделия делаются из масс, в состав которых обычно входят разнообразные глины с примесью в разных пропорциях полевого шпата, кварца и др. В зависимости от состава массы и температуры обжига получают изделия грубой и тонкой керамики. К последней, имеющей однородный, мелкозернистый в изломе, равномерно окрашенный черепок, относятся фарфор и фаянс. В каталожных описаниях термин "керамика" используется в узком его понимании: изделия из грубой керамики - гончарные изделия, майолика, терракота.

Клуазоне
При технике эмали клуазоне (т.е. "помещенный в ячейку") перегородки из медной проволоки припаивали к металлическому фону, разделяя участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются, иногда по несколько раз. Затем изделие полируется. Первые образцы эмали клуазоне появились в Китае в XV веке.

Ковка
Механическая обработка металла, при которой нагретый металл уплотняется, сращивается и приобретает форму при помощи молота и наковальни. Ковка бывает ручная и механическая, отличающаяся только размерами выделываемых вещей. Сначала предмету дают только приблизительные размеры (заготовка болванок), а точные размеры он принимает в окончательной отделке.

Конаково
Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 году, бывший завод Кузнецова в Тверской губернии. Конаковский фаянс издавна славится своим техническим и художественным качеством и неоднократно отмечался наградами международных выставок: "Гран-при" Всемирной Парижской выставки 1937 г., серебряная медаль Брюссельской выставки 1958 г., медали международных выставок керамики 1962 и 1973 гг., золотая медаль международной выставки 1984 г. в г. Пловдиве. Один из крупнейших производителей фаянса и декоративной майолики в России, выпускает столовую и чайную посуду, вазы, декоративные блюда, скульптуру малых форм.

Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура
Основана в 1775 г. Франком Хенриком Мюллером. С конца XIX века выпускался высококачественный фарфор с характерной подглазурной росписью "высокого огня" в приглушенной гамме - стиль получил название "копенгагенского". В 1900 году на Всемирной выставке в Париже изделия Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры завоевали золотую медаль. Ассортимент: столовая и чайная посуда, вазы, скульптура.

Костяной фарфор
Мягкий фарфор, в состав ее массы обязательно входит зола костей крупного рогатого скота. В настоящее время ее иногда заменяют природными фосфатами кальция. Для изделий из костяного фарфора характерны высокая белизна, просвечиваемость и декоративность. Считает, что костяной фарфор начал производить в 1759 г. И. Спод в Англии. В России изделия из костяного фарфора высокого качества выпускает фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге.

Кракле
При особом режиме обжига в слое образуется рисунок из мелких и крупных трещинок (цек). По существу, это - производственный брак, но методика давно применяется для декоративного украшения керамических изделий.

"Кристофль"
В 1842 г. Шарль Кристофль приобрел патент на гальванический способ посеребрения металла и начал выпуск посуды и столовых приборов. Напыление на изделиях "Кристофль" из серебра 925 пробы составляет максимальные 80 микрон. Запатентованный сплав-основа состоит из меди, никеля и цинка. Во избежание недобросовестных подделок Кристофль первым стал гарантировать вес нанесенного на каждое изделие серебра при помощи пробы. Со временем он получает титулы королевского мастера и поставщика императора. В производстве серебряных изделий дом "Christofle" прочно удерживает ведущие позиции и продолжает выпускать ту же посуду и те же приборы, что украшали столы знати в XIX в.

Крытье золотом
Надглазурное покрытие фарфорового изделия или его части золотой краской.

Крытье красками
Надглазурное или подглазурное сплошное покрытие красками фарфорового изделия или его части.
 

Ксилография
Гравюра на дереве, относится к технике высокой печати - вырезанные на доске углубления на оттиске остаются белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части, и при переводе на бумагу под давлением она дает черный тон. Различают два основных вида ксилографии: обрезную гравюру и торцовую гравюру.

Кубачи
Поселок Кубачи - крупнейший художественный центр Дагестана. В раннем средневековье известен изготовлением кольчуг и оружия. В XI-XVII веках большое развитие получили резьба по камню и бронзовое литьё. В XVIII-XIX веках высокого расцвета достигают художественная обработка металла (чернение по серебру, золотая и серебряная насечка по металлу, кости и рогу, глубокая гравировка, филигрань, зернь и пр.) и особенно производство и украшение оружия. Изготовляются медные подносы и блюда с геометрическим орнаментом или изображениями зверей. Распространены растительные узоры в виде переплетающихся стеблей с цветами, листьями и бутонами - "мархарай" (заросли), "тутта" (ветка), "тамга" (розетка). В советское время в Кубачах работал комбинат "Художник", созданный на базе артели.

Кусинский чугунолитейный завод
Основан в 1778 г. на Урале, возле Златоуста. С сер. XIX в., наряду с Каслинским заводом, выпускал предметы мелкой пластики из чугуна, отличавшиеся высоким техническим и художественным уровнем. Кусинское художественное литье вскоре получило признание на всероссийских и международных выставках: серебряная медаль в Стокгольме (1897), диплом Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896), почетный диплом в Глазго (1901), высшие награды на выставках в Милане (1906), Омске (1911). 

Художественные изделия отливали по моделям крупных русских и иностранных скульпторов: П. К. Клодта, Е. А. Лансере, А. Л. Обера, Ф. П. Толстого, талантливых каслинских мастеров. В 1918 г. перешел на выпуск кабинетных вещей (более 400 названий), позднее отливали бюсты вождей и героев революции, продолжался выпуск изделий по моделям XIX-нач. XX вв. После войны выпуск художественных отливок значительно сократился. В настоящее время - Кусинский машиностроительный завод.