Здесь собраны термины и понятия, которые будут очень интересны коллекционерам антиквариата и других направлений, а также людям, которые могут почерпнуть из этих статей для себя что-то новое и полезное.

Левкас
Грунт, род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту. Применяется в иконописи, наносится на деревянную доску.
 

Ленинградский завод фарфоровых изделий
Основан в 1920-х гг. при Всесоюзном научно-исследовательском институте фарфоро-фаянсовой промышленности (ВНИИ фарфора). Занимался выпуском технических изделий, затем освоил выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. Первоначально носил название Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ). К этому периоду относится клеймо монограмма ЛЗФИ (1950-е годы). Кроме того, есть экспортная марка ЛЗФИ и различие в сортности - марка кобальтом и зеленая. В 1970-1980-е гг. переименован в Ленинградский опытный завод, появляются клейма ЛОЗ и круг, ЛОЗ без круга. На нем разрабатывался и выпускался новый ассортимент высокохудожественных изделий из фарфора. Ассортимент: чайные и кофейные сервизы, кубковые вазы, свадебные комплекты, столовый набор, шкатулки, вазочки, туалетные приборы, декоративные тарелки, кружки, чайники и др. Закрыт в конце 1980-х гг.

Лепка
Создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. С помощью лепки выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал.

Линогравюра
Разновидность техники гравирования, относящаяся к гравюре высокой печати. По технике близка к гравюре на дереве, но вместо дерева используется линолеум или синтетический пластик. Получила распространение в 1920-1950-х гг.

Литография
Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим карандашом. Допускающая широкое тиражирование, литография в XIX в. получила распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. В ХХ веке литографию вытеснил из полиграфии офсет, но она продолжает применяться при выполнении художественных эстампов.

Искусство приготовлять из фарфора, камня или глины такого рода доски с углубленными рисунками, что при помещении их против света получаются теневыеи зображения.

Литофания

Технология изготовления рельефных узоров или 3D изображений, выполненных на полупрозрачном просвечивающемся материале, таком как фарфор, стекло или пластик, при освещении которых проявляется фотография или картинка.

При 3D фрезеровке материал имеет в разных местах различную толщину. Свет проходит неравномерно и через более тонкие места света проходит больше и выглядят они более яркими, а толстые места - более темными. Впервые литофания появилась в Китае и использовалась, как фирменный знак настоящего китайского фарфора. На дне тарелки или чашки делали барельеф лица улыбающейся девушки. Лицо проявлялось только на свету.

Особенно популярна литофания была в основном в середине XIX-го века, а первый патент был выдан в 1827 году в Париже. наиболее востребованным товаром в 1830-1865 годах были изделия для плафонов. Потом по неизвестным причинам популярность этого искусства резко спала.


Литье
Получение изделий (отливок) путем заливки в литейную форму обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород, пластмасс и др.), которые после затвердевания в результате остывания или вулканизации приобретают конфигурацию внутренней полости формы. Для получения металлических отливок применяют более полусотни способов литья (песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением и др.).

Люстры
Краски, содержащие определенный состав окислов металлов и придающие при обжиге поверхности изделия характерный металлический либо перламутровый, радужный оттенок.

Майолика
Изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. В современной литературе и на производстве под майоликой подразумевается также керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Мальцовский стекольный завод
Принадлежал промышленникам Мальцовым (Мальцевым). Начало промышленному предпринимательству Мальцовых положено в XVIII в. - Василий Мальцов основал стекольный завод в Можайском уезде (1724); Аким и Фома Мальцовы в 1760-е гг. владели стекольными предприятиями (в т.ч. Гусь-Хрустальный). Позже Иван Акимович приобрел металлургический завод в с. Людинове и организовал стекольное предприятие в с. Дядькове. В 1830-х владение перешло к сыну Ивана Мальцова, превратившему заводской округ в центр машиностроения. В 1875 г. С.И.Мальцов организовал акционерное общество, включившее около 30 предприятий (чугуно- и сталелитейные, стекольные, фаянсовые, механические) и ряд вспомогательных производств (лесопильное, кирпичное, полотняное, бумажное и др.) с капиталом 6 млн. руб. Продукция Мальцовских стекольных заводов славилась на протяжении всего XIX века.

Маркетри
Вид мозаики из фигурных пластинок дерева (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (панно, деревянная мебель и др.). Паркетри - форма маркетри, в основе имеющая повторяющийся геометрический узор, выложенный из разных пород деревьев с контрастными текстурой или цветом.

Матирование
Способ декоративной обработки посуды; заключается в нанесении матового рисунка при сохранении блестящего фона (реже - наоборот: создание матового фона, а рисунок образуют блестящие части изделия). Для матирования поверхности используют пескоструйные аппараты.

Матовая гравировка
Неглубокий матовый рисунок на предметах из хрусталя.

Мейсен
Мейсенская мануфактура - крупнейший в Европе керамический центр. Фабрика основана в 1710 г., после того, как алхимик Иоганн Бёттгер изготовил первый в Европе фарфор. Вначале посуда была простой по форме и расписывалась надглазурно, в восточном стиле. С 1733 г. началось изготовление фарфоровой скульптуры; в посуде стал применяться рельефный декоративный орнамент. Кендлер разработал скульптурные композиции, которые затем вошли в ассортимент многих немецких фабрик. С кон. XVIII в. продукция Мейсена широко экспортировалась, в том числе и в Россию. В нач. ХХ в. выпускались изделия со стилевыми особенностями этой эпохи, но с 1948 г. дальнейшая модернизация стиля была прекращена, и по сегодняшний день выпускается продукция, основанная на декоре XVIII века.

Мел
Материал для рисования, тонкозернистый белый мягкий известняк.

Модерн
Стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала ХХ веков. Другие названия - "ар нуво", "югендстиль", "сецессион", "стиль либерти". Возник в условиях культурного кризиса как один из видов неоромантического протеста против буржуазного образа жизни. Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма. Для модерна характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских, часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Основным средством выражения в стиле модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру.

Мозаика
Изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаикой также украшают произведения декоративно-прикладного искусства. Особый вид мозаики - инкрустация. Кусочки мозаики, имеющие простую геометрическую или сложную форму, закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Мозаику набирают двумя способами: "прямым", при котором частицы вдавливают в нанесенную на декорируемую поверхность закрепляющую массу, и "обратным", когда частицы наклеиваются лицевой стороной на рисунок на картоне или ткани, затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, потом временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок.

Монотипия
Вид печатной графики, заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает ее с акварелью. Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в.

Монтировка
Сборка изделия из частей, различающихся по материалу или технике изготовления.

Накатка золотом
Нанесение золотого края или узора золотом на фарфоровую посуду.

Наплавление
Техника нанесения расплавленных стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла, что придает фактурность ровной поверхности.

Нацвет
Тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии.

Никелирование
Нанесение электролитическим или химическим способом тонкого слоя никеля на поверхность изделий (главным образом стальных и из сплавов на основе меди, цинка, алюминия) для повышения коррозионной стойкости и износостойкости, а также в защитно-декоративных целях.

Офорт
Вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

"Павел Буре"
Хотя династия Буре обосновалась в России во времена Петра I, но наибольшую известность из ее представителей получил Павел Буре, основавший в 1815 г. торговый дом "Павел Буре и сыновья", На протяжении почти двухвековой истории фирма "Павел Буре" приобрела мировую известность в производстве часов и ювелирных изделий.

Пастель
Графика, выполненная цветными мелками (карандашами без оправы), сформованными из красочного порошка. Отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью.

Патина
Пленка различных оттенков на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни. Возникает при окислении металла под воздействием специальной обработки (обычно нагревания или обработки окислителями). Предохраняет изделия от коррозии, образуется и под воздействием естественной среды, имеет также декоративное значение.

Первомайский фарфоровый завод
Основан в 1884 г. поселке Песочное Ярославской губернии. В 1894 году приобретен Товариществом М.С. Кузнецова и выпускал фарфоровую посуду. До настоящего времени завод производит разнообразные изделия из фарфора и фаянса - от недорогой посуды (в том числе и в кузнецовских традициях) до уникальных высокохудожественных вещей.

Перегородчатая эмаль
Разноцветными эмалями заполняют ячейки или углубления со стенками-перегородками из тонких металлических полосок, напаянных на ребро к металлическому фону, повторяя линии рисунка. Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди. После обжига эмаль полируется (в отличие от эмали по скани).

Плетение
Способ ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон луба и т. п.), при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом.

Позолота (золото)
Надглазурная краска, в состав которой входит определенный процент золота. В зависимости от состава, цвет позолоты бывает светлым ("светлое золото") или красноватым ("темное золото").

Поливы цветные
Глазурь различных оттенков: коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

Прорезная резьба
Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается полным удалением фона. В сквозной резьбе для цветового контраста иногда применяются цветные подкладки из другого материала (например, фольга в прорезной бересте).

Прибор
Небольшой комплект предметов определенного назначения. Например, приборы для воды, молока, пива, вина и т.д.

Пулегозо
Техника изготовления ваз, основанная на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Вазы выдуваются и обрабатываются вручную.