Клингерт Густав Густавович.

Клингерт(Klingert) Густав Густавович (1836-1921), московский купец, фабрикант, домовладелец, нумизмат в 1865 году основал фабрику серебряных изделий.

Отец Густава Клингерта, почтенный представитель немецкой общины, с 19-го века благополучно обосновался в Москве, где открыл свое ювелирное предприятие. Густав Густавович работал с отцом, от него унаследовал не только семейное дело и капитал, но и богатейшие знания. Его фабрика серебряных и золотых изделий работала с 1865 г. по 1916 год. Предприятие находилось в домовладении Густава Клингерта в Малых Сыромятниках до 1912 г., после приобретения нового дома производство перенесено в Елоховский проезд. Четверо сыновей Густава Густавовича работало на семейном производстве, один из них служил в 1915–1917 гг. бухгалтером при Московском филиале Фаберже.

Фабрика производила столовое серебро и выполняла специальные заказы, в том числе на изготовление коронационных блюд; ее продукция удостаивалась медалей на международных выставках в Лондоне и Эдинбурге (1886), Париже (1889, 1890), Чикаго (1893), Антверпене (1894). Также Г.Клингерт выполнял изделия с «русской эмалью» для Фаберже.

Клингерт Густав густавович - табличка

Произведения фирмы, предъявленные на выставках Парижа (1889 г.) и Чикаго (1893 г.), удостоены высочайших отзывов и ряда медалей. А.Иванов отмечает, что в 1897 г. фабрика произвела на 45 тысяч рублей изделий, а предприятие обслуживало 55 рабочих и шесть подростков. По другим источникам: в 1893 г. выработано изделий на 400 тысяч рублей, работников насчитывалось около 200, включая 45 подростков.

Московское отделение К. Фаберже нередко сотрудничало с другими фирмами и мастерами для выполнения эмалевых изделий в русском стиле. Лучшими эмальерами столицы считались Рюккерт и Клингерт, их предприятия выполнили немало заказов для Фаберже.

Густав Густавович слыл известным московским нумизматом, владельцем богатейшей коллекции русских монет. Как ювелир, он имел преимущественную возможность для приобретения старинных, порой очень редких экземпляров. В 1898–1015 гг. он был членом Московского нумизматического общества, где принимал активнейшую деятельность и в начале 1900 годов состоял в аудиторском комитете. Трудов по нумизматике не издавал, но был большим знатоком отечественных монет, и его мнение считалось авторитетным. Каталог собрания монет Клингерта, вышедший в 1910 г., остается одним из главных в области исследований русской нумизматики и ссылок аукционных домов.

С 1905 года, когда было организовано также ювелирное производство, фабрика Клингерта стала называться "Фабрикой золотых и серебряных изделий"; располагалась она в собственном доме Клингерта: до 1912 года в Малом Сыромятническом пер., затем на Елоховской площади. 15 октября 1917 Клингерт продал фабрику двум рижским предпринимателям.

Клингерт Густав Густавович

Фабрика производила, в основном из серебра, много кабинетных, интерьерных, подарочных вещей, столовых приборов и предметов сервировки. Покрытие серебром более высокой пробы или золочение выполнялось горячим способом. Нередко металл изящно сочетался с хрусталем или стеклом. Как и у большинства московских ювелиров, преобладал русский стиль, если не в формах, то в орнаменте, текстуре, сюжетных миниатюрах. Основные техники, в которых выполнялись эмали Клингерта: перегородчатая, сканевая, выемчатая. Чрезвычайно красивы его немногочисленные шедевры в технике витражной эмали. Расписные миниатюры сюжетной тематики редки для изделий Клингерта, и живописная эмаль применялась, в основном, для подрисовки элементов растительного орнамента.

Несмотря на то, что эмали Клингерта изобилуют мельчайшими деталями, они весьма уравновешенны и не выглядят хаотично, словно калейдоскопичные узоры. Можно назвать еще ряд особенностей, присущих его изделиям:

  • Не использовалось более трех основных цветов, а их оттенки подобраны чрезвычайно деликатно.
  • Контраст светлых и темных тонов, который разбивает общий рисунок на отдельные зоны
  • Форма предметов, сплошь покрытых эмалевым узором, всегда проста.
  • Основные или крупные детали орнаментов немногочисленны: одна–две или по одной на каждой стороне предмета, обязательно выделенные по цвету и тону.

Узор очень мелкий, плотный, с многочисленной детализацией, покрывает практически всю поверхность предметов. При этом объект не смотрится перегруженным, поскольку всегда соблюден строгий баланс.